Управляемый прокол под дорогами

Еще один метод горизонтального направленного бурения, чтобы не причинить вред транспортным коммуникациям, прокладка труб и кабелей под автомобильными и железными дорогами осуществляется с помощью управляемого прокола. Особенностью этой методики является возможность регулировать маршрут прокладки. Препятствия можно огибать в трех плоскостях, при этом траекторию движения планируют до начала работ, тщательно изучив особенности ландшафта.

Технология прокладки

Принцип работы прокольных установок основан на способности грунта сжиматься, оказавшись под воздействием уплотняющих нагрузок. Пилотное бурение предполагает протягивание буровой головки со штангами из одного приямка в другой, грунт вокруг нее во время проходки уплотняется. На втором этапе, когда выполняется увеличение диаметра тоннеля расширителями, плотность грунта достигает таких значений, что труба может быть затянута в скважину без деформаций.

Начало работ при прокладке подземных коммуникаций предполагает обустройство стартового и финишного котлованов. Их глубина на 20 сантиметров больше глубины бурения. Ширина стартового приямка составляет 1,8 метра, а длина – 2,3 метра. Финишный котлован имеет форму квадрата со сторонами 1 метр. В стартовый приямок монтируется прокольная установка. Чтобы управляемый прокол под дорогами соответствовал ожиданиям заказчика, оборудование калибруют с применением геодезических инструментов, и только после этого раскрепляют.

К прокольной установке с помощью шлангов подключается гидравлическая маслостанция. В полость буровой головки монтируется зонд-излучатель, выполняется его калибровка. После этого буровая головка вдавливается в грунт, за ней следуют накручивающиеся штанги. Траектория движения головки может корректироваться по ходу выполнения бурильных работ. Оснащенная скошенным наконечником, она «маневрирует» в толще грунта. Один из специалистов контролирует местоположение головки, отслеживая ее движение по датчикам вращения, угла и наклона. Сигнал от датчиков поступает из-под земли и фиксируется приборами-локаторами.

Когда бурильная головка достигает приемного котлована, подготовка пилотной скважины считается завершенной. Затем приступают к следующему этапу, который предусматривает расширение тоннеля. Головку отсоединяют от буровых штанг, вместо нее устанавливается расширитель подходящего диаметра.

Расширитель погружается в скважину, проходя по траектории бурильной головки в обратном направлении. За собой он тянет трубу или защитный футляр – они крепятся к расширителю одним концом.

Преимущества технологии прокола под дорогой

Метод прокола под дорожным покрытием имеет два главных преимущества перед другими технологиями бестраншейной прокладки коммуникаций. Во-первых, она экономна: стоимость монтажа трубы с помощью прокола в 1,5-2 раза ниже, чем в случае, например, с горизонтальным бурением. Второе преимущество заключается в небольших сроках выполнения работ. Время, затрачиваемое на монтаж коммуникаций, сокращается на 30-40%. Во многом благодаря этому экономия и достигается.

Также при осуществлении прокола грунта не нужно готовить укрепленный стартовый котлован. Достаточно вырыть небольшой приямок при том, что бурильная головка в грунте может опуститься еще ниже. Если имеются грунтовые воды, не надо осуществлять водопонижение. С учетом этого, технология прокола считается лучшей альтернативой траншейной укладке труб и футляров при условии, что коммуникации нужно протягивать под землей на сравнительно небольшое расстояние.